Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

colnysko, 34 - 12 мая 2008 19:01

Все
[COLOR=violet]продолжение...[/COLOR]
Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В это время при проведений фейерверков стали применяться различные дополнительные средства: скульптура, архитектурные сооружения. Строились специальные помосты для размещения фейерверочных фигур. Такие помосты назывались фейерверочным театром. Существенно расширился арсенал фейерверочных изделий, фейерверк стал отражать существо торжества.
В России систематическое проведение «огненных потех» началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерий. До этого, как и у многих других народов, огненно-световыми зрелищами были костры, но наши предки знавали и «огненные потехи», которые устраивались с применением плауна.
Плаун, или ликоподий, - это стелющееся по земле вечнозеленое травянистое растение. Зрелые сухие его споры дают при зажжении мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. В далеком прошлом плаун служил очень удобным и дешевым материалом для проведения огненно-световых эффектов. Адам Омарий, известный ученый и путешественник, наблюдавший эти зрелища в России в первой половине XVII века. Писал: «Плаун - это растение, которое бросает вверх парные шишечки, которые в августе, будучи спелыми, собираются русскими в большом количестве, сушатся в печи, толкутся и продаются на вес; порошок этот держат в пирамидальной формы жестянке, длиною с пол-локтя, иногда и короче; ее берут в руки и сверху у отверстия держат зажженную свечу или факел; снизу подталкивают ее немного кверху, в воздух, так что немного плауна вылетает из отверстия. Свеча его подхватывает, и он вспыхивает. Если подобное действие происходит непрерывно, так, что одно пламя следует за другим, или же если разбрасывают его вокруг себя, то полу- чается зрелище изумительное. В обществах можно устраивать хорошее развлечение с помощью плауна, если тайком наполнить им трубку поднести к огню и дунуть, то неожиданно для зрителей выбрасывается сильное пламя. Свойство порошка плауна такое, что он загорается, лишь будучи в воздухе рассеянным над пламенем; в иных случаях он не горит, даже если сунуть в него зажженную свечу или фитиль, или если насыпать на горящие угли. Пламя плауна изумительно, и очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают ночью или впотьмах; им можно пользоваться для разных развлечений». Тот же автор свидетельствует о применении и других веществ при устройстве огненных зрелищ: «Если нет плауна, то используют благовонный гумм или тонко истолченную древесную смолу, которая, помимо развлечений, дает еще хороший запах».
С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I.

26 февраля 1690 г. на восемнадцатилетие Петра I пушки три раза подряд дали по 56 залпов, а из царских рук беспрестанно вылетали ракеты. В небе из фейерверков был нарисован Геркулес, раздирающий пасть льва (кстати, тогда один залп фейерверков стоил 10 тыс. рублей, а одна корова - 3 рубля). Это был первый крупный фейерверк в России.

Вообще-то, считать Петра I основоположником фейерверков на Руси исторически неправильно. Согласно документам, первые отечественные фейерверки (тогда их называли "потешными огнями") были запущены еще в 1389 г. при Дмитрии Донском. Правда, тогда фейерверки устраивались очень эпизодически и были сплошь завозными, в основном из Германии. Первые русские мастера художественного поджигания неба появились примерно в 1545 г. Тогда был учрежден Стрелецкий полк, при котором состоял на службе "пороховой заведующий": он сам придумывал, изготовлял и запускал фейерверки. В Москве сие пиротехническое диво впервые было показано в 1683 г. на Воробьевых горах.
И все же первым русским пиротехником Петра I именуют заслуженно: он превратил потешные огни в непременный атрибут придворных торжеств, Масленицы, Нового года и празднования воинских побед. Причем царь самолично создавал очень сложные пиротехнические фигуры и целые огненные картины. Начинание императора прижилось, хотя в двадцатом веке как-то упростилось до обычных салютных залпов.

Разнообразная практика по устройству фейерверочных представлений во время царствования Петра I оказала большое воздействие на дальнейшее развитие фейерверочного искусства. Конечно, проведение таких грандиозных представлений требовало больших материальных затрат и огромного количества людей, занятых в подготовке и проведении зрелища, что было под силу государству либо очень богатым вельможам.
Добавить комментарий Комментарии: 0


Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.