Все
Отредактировано:20.04.07 17:12
Случайно путешествуя по просторам всемирной сети наткнулась на отзыв о романе Дона Маллана «Свидетель кровавого воскресенья». Вспомнилось,как чуть больше двух лет назад в рубрике Киноакадемия на канале Россия я посмотрела фильм Пол Гринграсса, снятый на основе этого романа.Авторы фильма воссоздают историю трагических событий в небольшом североирландском городке Дерри, лишний раз убеждая в непреложной истине, что свое «кровавое воскресенье» есть у каждого народа. Для ирландцев таким днем стало 30 января 1972-го года. Тогда британские солдаты открыли огонь по участникам марша за права ирландцев, убив 13 демонстрантов и ранив 14. Именно этот день разжег огонь жесточайшей гражданской войны, продлившейся четверть века. Это воскресенье стало поворотным пунктом в истории современной Ирландии, в одно мгновение превратив локальный конфликт в перманентную гражданскую войну.
Картина скрупулезно – «от рассвета до заката» — реставрирует развитие событий того страшного дня. Фильм начинается в ту минуту, когда жизнерадостно напевающие We Shall Overcome депутаты-пацифисты строят манифестантов в колонны, а завершается — с последним выстрелом британских спецназовцев, за которыми невозмутимо наблюдают профессиональные бомбометатели ИРА.
На фоне множества персонажей, участвующих в событиях с обеих сторон, режиссер выделяет двух главных героев: Айвана Купера, идеалиста-протестанта, лидера борцов за гражданские права, и Джерри Донаги, 17-летнего католика, который мечтает остепениться и жениться на своей протестантской подружке.Воспользовавшись тотальной модой на «догматическое кино», исповедующее псевдодокументальный взгляд на мир, Гринграсс решил осовременить захиревший жанр «политического фильма». С этой целью он раскопал в архивах хронику того «знаменитого расстрела», а затем, недолго думая, один к одному воссоздал его на экране уже средствами игрового кино.
И если оператору, снимавшему реальные события в январе 72-го, приходилось падать на землю и ползти, прячась от пуль, то точно так же добросовестно через 30 лет плюхался на асфальт и пригибал голову его коллега. Но оказалось, что такое «юбилейное» клонирование уже некогда запечатленной на пленке реальности сегодня как-то не очень трогает.Притом, что фильм стал одним из фаворитов фестивальных чествований ни одна страна, кроме Ирландии, так и не соблазнилась шансом всерьез прокатать его в кинотеатрах. Причина нашего равнодушия объясняется совсем просто: реальная Чечня, показываемая каждый день по ТВ, с некоторых пор атрофировала эмоции, вызываемые такого рода событиями.
Какую-никакую мораль, однако, из фильма извлечь вполне реально. Именно те давние события в ирландском городке кардинально изменили западное общество. Если еще тридцать лет назад солдаты Ее Величества могли, ничтоже сумняшееся, расстрелять из автоматов безоружную толпу, то теперь такой правовой беспредел кажется гражданам Евросоюза не иначе как страшным сном. А любое напоминание о подобного рода прецедентах не повредит даже нам, закаленным Чечней.
P.S. И еще несколько фактов из разряда "а знаете ли Вы?..." о фильме "Кровавое воскресенье":
- U2 пели об этих событиях в своей известной песне "Sunday Bloody Sunday".
- Картина получила приз в номинации "лучшая картина" на Берлинском Кинофестивале в 2002 году.
- Бюджет фильма - $5 млн.
- Среди очевидных влияний на творческую манеру фильма критики называют «Битву за Алжир» (1965) Джилло Понтекорво и «Спасение рядового Райана» (1998 ) Стивена Спилберга.
- Чтобы сделать действие максимально реалистическим, режиссер отказался использовать на съемках искусственное освещение, а весь фильм был снят только ручной камерой.
- Фильм вышел на британском ТВ в тот же день, как стартовал в лондонских кинотеатрах. Это обстоятельство не позволило ему участвовать в борьбе за «Оскар», так как было нарушение важное правило Киноакадемии, согласно которому между прокатной и телевизионной премьерами должно пройти не менее полугода.